Действия профсоюза при массовом сокращении штата или численности работников В последнее время в ЦК профсоюза поступают сообщения о действиях собственников (управляющих) по серьезному сокращению штатов или численности работающих, нередко на 10-20-30% одномоментно. При этом коллегиальный орган профсоюза, прежде чем давать согласие на подобные действия собственников, должен контролировать выполнение собственниками положений действующих нормативных актов и осуществить ряд мер в рамках уставных задач по вопросам занятости. Прежде всего, необходимо чтобы были соблюдены требования ст.22 ЗУ "О профсоюзах…" (в редакции от 13.12.2001г. № 2886-ІІІ), ст.49 КЗоТ и п. 2.14 Отраслевого соглашения на 2003-2004г.г. об обязательности уведомления профкома о таком сокращении письменно не менее чем за 3 месяца. Кроме того, с профкомом должны быть проведены консультации о мерах по предотвращению увольнений или сокращению их до минимума, оказанию помощи в трудоустройстве работников, которые подлежат высвобождению. В соответствии с ЗУ "О занятости населения" (ст.19) Государственная служба занятости имеет право вносить предложения местным советам о приостановке на срок до 6 месяцев решений собственников (управляющих) о высвобождении работников в случае затруднений с их последующим трудоустройством с одновременной полной или частичной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой в порядке, установленном законодательством Украины. В подобных случаях профкомы должны проявлять инициативу и ставить эти вопросы перед государственной службой занятости, особенно предприятий в городах с моноструктурой (предприятие – город). Это право профсоюзов закреплено ст.22 ч.ІV ЗУ "О профсоюзах…", согласно которой профсоюзы имеют право вносить предложения органами власти, местного самоуправления, работодателям, их объединениям о переносе сроков, временной приостановке или отмене мер, связанных с высвобождением работников. Такие предложения являются обязательными для рассмотрения. При этом необходимо учитывать, что массовое высвобождение
численности работников (более 5% численности) может происходить,
как правило, вследствие: Кроме того, прежде чем давать согласие на увольнение, профком должен четко знать по переделам, цехам:
Нужно подчеркнуть, что часто сокращение численности работающих преследует единственную цель: сократить расходы на оплату труда работающих. Поэтому при сокращении численности нужно учитывать, как изменится при этом удельный вес Фонда оплаты труда в структуре операционных затрат на производство единицы продукции. При этом необходимо добиваться сокращения затрат на производство и по другим составляющим материальных затрат, а не только за счет сокращения численности. Но при любых условиях профсоюзные органы всех звеньев должны настаивать на том, чтобы не менее 70-80% экономии Фонда оплаты труда от сокращения работников должно быть направлено на пополнение Фонда оплаты труда оставшимся работникам, что позволит увеличить им зарплату, предусматривать другие социальные гарантии. Только после такого всестороннего анализа можно рассматривать представление собственника на увольнение работников, подлежащих сокращению. При рассмотрении представления профком должен обратить внимание также на следующие установленные Законом обязательные моменты:
Профкомам необходимо также учитывать, что не подлежат увольнению по сокращению штатов беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а если это предусмотрено медицинскими показаниями - до шести лет, одинокие матери, при наличии ребенка в возрасте до 14 лет, или ребенка-инвалида, молодые работники в возрасте от 14 до 28 лет, принятые после окончания или прекращения обучения на протяжении 2-х лет после поступления на работу. Увольнение лиц моложе 18 лет по п.1. ст.40 КЗоТ производится лишь в исключительных случаях и не допускается без согласия еще и комиссии по делам несовершеннолетних, а также без дальнейшего трудоустройства этих лиц. [Назад] |