Отношение ЦК к проекту Трудового кодекса
В Украине уже давно назрела необходимость реформирования трудового законодательства,
адаптирования его к рыночной экономике. В связи с этим началась разработка новых
трудовых кодексов Украины.
Первый вариант Трудового кодекса появился в Верховной Раде в 2001 году. Он был
подан народным депутатом Коновалюком. К этому проекту было очень негативное
отношение со стороны профсоюзов, так как это был фактически перевод Трудового
кодекса России со всеми его недостатками. Центральный комитет подал тогда более
200 замечаний.
В 2002 году под эгидой МОТ Кабмин начал спешную разработку своего варианта
Трудового кодекса. Было разработано 9 книг, которые включали 528 статей.
Специалисты ЦК профсоюза в мае 2003 года участвовали в рабочей группе, которая
сделала постатейный анализ предложенного проекта. Были внесены существенные
замечания и предложения в 270 статей, 14 изложены в новой редакции, проект дополнен
35 новыми нормами, предложено исключить 28 статей и 2 раздела. После доработки
предложения профсоюзов были частично учтены.
В июле текущего года поступает II доработанный вариант кодекса, предложенный
Кабмином, и ЦК профсоюза к тем неучтенным замечаниям добавляет еще 84 предложения.
После третьего варианта ФПУ вносит 70 предложений, ЦК добавляет к ним еще 40.
На сегодняшний день Кабмин подал свой проект в Верховную Раду без учета замечаний
профсоюзной стороны. Проанализировав последний вариант, предложенный Кабмином,
ЦК профсоюза, вносит совместно с ФПУ около 130 замечаний.
Какие же положительные нормы содержит проект Трудового кодекса?
В нем сформулированы такие существенные положения:
В ней предусмотрена защита от дискриминации в сфере труда, если работодатель
безосновательно отказал работнику в приеме на работу, работник имеет право обратится
в суд с иском о приеме его на работу. Суд, вынося решение, обязывает работодателя
уплатить данному работнику заработную плату за весь период от обращения к работодателю
до оформления приема на работу. Если же рабочее место уже занято, то работнику
возмещается моральный вред, нанесенный ему работодателем.
Во второй книге посвященной возникновению, изменению и прекращению трудовых
отношений введено очень много новых норм, которых ранее не было в КЗоТе. В частности,
ведение трудовых книжек не является обязательным. Только по желанию работника
работодатель будет обязан вносить записи в трудовую книжку. По-новому определен
перечень документов необходимых для приема на работу. Трудовой договор будет
заключаться только в письменном виде.
В случае если работодатель не допускает работника к работе согласно заключенного
трудового договора, работник имеет право требовать либо возмещения морального
вреда в размере зарплаты за 12 месяцев из расчета тарифной ставки, либо признания
трудовых отношений такими, что возникли, с выплатой зарплаты за этот период.
Главой о срочных трудовых договорах устанавливаются случаи, когда могут, заключатся
такие договора. Отменяется понятие временных и сезонных работ. Перемещение работников
без их согласия будет осуществляться только в пределах трудового договора. Изменение
условий трудового договора без согласия работника не допускается.
Проект впервые определяет основания и условия отстранения от работы.
В порядок увольнения по сокращению штатов предлагается ввести норму, согласно
которой ограничен 4-мя месяцами максимальный срок увольнения после предупреждения
работника. До дня увольнения ему должны предлагаться появляющиеся вакансии.
Более подробно в проекте выписывается установление суммированного учета рабочего
времени, что не было предусмотрено действующим законодательством.
Положительным в VI книге является то, что выписан порядок проведения собраний
и конференций работников. И еще это единственная книга, где можно найти очень
урезанные статьи о профсоюзах.
Гораздо больше в проекте норм, которые противоречат Конституции Украины и сужают содержание и объем существующих прав наемных работников.
Вводится обязанность заключения с работником соглашения о неразглашении
коммерческой и иной защищенной законом тайны. Если работник откажется от заключения
такого соглашения, он не будет принят на работу, а если уже работает, то будет
уволен. Кроме того, если работник нарушит это обязательство, то работодатель
потребует возмещения всего вреда, якобы, нанесенного работником, разглашением
коммерческой тайны.
Не менее "интересной" (в кавычках) является статья об обязанности работника
не переходить на работу к конкурирующему работодателю в течение 2-х лет.
Значительно расширены основания для увольнения по инициативе работодателя.
При увольнении по собственному желанию срок предупреждения работодателя увеличивается
от 2-х недель до 3-х месяцев.
Проектом кодекса вводится такая дисциплинарная на наш взгляд статья, которая
не позволяет работнику уволится по собственному желанию, если во время заключения
трудового договора работнику были предоставлены материальные блага или услуги.
По инициативе работодателя за виновные действия работник может быть уволен в следующих случаях:
Проектом кодекса резко ограничены случаи, когда для принятия управленческого
решения требуется согласие профсоюзного органа.
Права профсоюзов в предложенном проекте значительно урезаны. Во всех случаях,
где ранее требовалось согласие профсоюзного органа теперь предложено либо учитывать
мнение, либо вообще не предусмотрено решать эти вопросы с участием профсоюзов.
Отсутствует также статья об увольнении руководителя по требованию профсоюзного
органа.
Нормальная продолжительность рабочего времени установлена 40 часов в неделю,
в действующем КЗоТе не более 40 часов. Законодательно предлагается определить
состав рабочего времени, привлечение работников к дежурствам. Для работы
сверхурочно и в выходные дни не предусматривается разрешение профсоюзного органа.
Глава "Отпуска" практически полностью содержит нормы Закона Украины "Об отпусках". Продолжительность отпуска без сохранения зарплаты, не ограничивается сроком, а устанавливается по договоренности сторон.
Предлагаемые нормы об оплате труда, о гарантиях и компенсациях противоречат не только Закону Украины "Об оплате труда", но и Указу Президента Украины "О Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине":
О гарантиях профсоюзам в проекте Трудового кодекса написано очень сжато. Отсутствуют гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей на случаи увольнения при ликвидации предприятия и при увольнении за совершение виновных действий.
Дискриминационной, на наш взгляд, является глава, регулирующая особенности
трудовых отношений при участии юридических лиц - субъектов малого предпринимательства.
В основном все условия труда устанавливаются в одностороннем порядке, как пожелает
"хозяин". Поэтому предлагалось эту главу вообще исключить. Не лучше и глава,
регулирующая работу у физических лиц.
Книга о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации
предусматривает заключение договоров на оплату работодателем обучения и обязанность
работника после учебы отработать определенное время у данного работодателя.
В противном случае работник должен возместить работодателю стоимость обучения.
В книге шестой определяются коллективные трудовые отношения. Если в первые
варианты этой книги были включены проекты законов о социальном партнерстве,
о колдоговорах и соглашениях, и закон о коллективных трудовых спорах, то
теперь в ней оставлены лишь общие понятия.
Книга седьмая предусматривает государственный надзор за соблюдением трудового
законодательства. В проекте кодекса профсоюзы лишены права осуществлять общественный
контроль за соблюдением трудового законодательства. Проектом не предусмотрена
ответственность работодателя за задержку расчета при увольнении.
Кроме этого проекта в Верховной Раде находится и проект народного депутата
Коновалюка. И на сегодняшний день его первоначальный вариант существенно доработан.
В него почти полностью включены Законы Украины "Об отпусках", "Об охране труда",
"О коллективных трудовых спорах", проекты законов о социальном партнерстве,
о коллективных договорах и соглашениях. Хотя в юридическом плане он еще очень
сырой и имеет много ошибок и противоречий, однако этот проект по содержанию
ближе к действующему кодексу и, что самое важное, в нем права профсоюзов урезаны
не в такой степени как в проекте Трудового кодекса разработанного Кабмином.
К этому проекту ЦК тоже внес очень много замечаний.
Оба проекта находятся на рассмотрении комитетов Верховной Рады.
ФПУ предложила отложить оба проекта и отправить их на доработку.
Управление социально-економической,
правовой защиты и трудовых отношений
[Назад]